Энцефалит (воспаление головного мозга)

Энцефалит – собирательный термин, который объединяет весьма обширную группу воспалительных заболеваний. Все формы патологий данной группы схожи в том, что воспалительный процесс затрагивает вещества головного мозга. При этом энцефалиты делятся на первичные и вторичные, а также классифицируются в зависимости механизма развития:

• аллергические;
  • инфекционные;
  • инфекционно-аллергические;
  • токсические и т.д.

Что же касается первичности и вторичности заболевания, к первому случают относятся, например, клещевой и японский комариный энцефалиты. Вторичные формы патологического процесса развивается в качестве осложнения после таких заболеваний, как корь, грипп или же после введения некоторых вакцин.

Практически все виды и формы энцефалита склонны к быстрому прогрессированию. В каждом случае существует риск серьезных осложнений, ведь речь идет о поражении структур головного мозга. К числу возможных осложнений относятся отек головного мозга, эпилептический синдром, мозговая кома, неврологические нарушения различного характера и т.д. По этой причине больному энцефалитом требуется адекватное лечение, за которым должна следовать полноценная реабилитация, учитывающая последствия заболевания.

Причины возникновения энцефалита

Учитывая многообразие форм энцефалита, причины развития данного заболевания довольно обширны и разнообразны. К числу наиболее распространенных причин и предрасполагающих факторов относятся:

• посредством укуса насекомого-паразита;
  • на фоне таких заболеваний, как корь, грипп, ветряная оспа, свинка и т.д.;
  • в результате поражения организма вирусом герпеса;
  • после вакцинации (коревая вакцина, АКДС и другие).

Лечение

Тактика лечения энцефалита зависит от формы болезни, причин ее возникновения, тяжести течения и других факторов. Процесс лечения необходимо начинать как можно раньше, не допуская тяжелого прогрессирования болезни и развития серьезных осложнений.

Лечение энцефалита проводится консервативными методами, в числе которых наиболее результативными считаются:

• поддержание водно-электролитного баланса и гомеостаза;
  • прием ангиопротекторов;
  • прием средств, действие которых направлено на стимуляцию метаболических процессов головного мозга;
  • прием противовоспалительных препаратов;
  • назначение средств для дегидратации, дабы не допустить отека мозга;
  • гормональная терапия, что также позволяет добиться противовоспалительного, дегидратирующего и десенсибилизирующего эффектов;
  • противовирусные препараты – этот вариант лечение актуален при энцефалитах вирусной этиологии.

Не менее важная при энцефалите симптоматическая терапия, в этом случае препараты зависят от особенностей клинической картины. Как правило, пациентам требуются антиконвульсанты, жаропонижающие, литические смеси, биостимуляторы, метаболические средства и т.д.

Реабилитация больных энцефалитом

Как и в случае с лечением, процесс реабилитации во многом зависит от особенностей клинического случая, формы энцефалита и последействий перенесенного заболевания. Важно не только создать среду, благоприятную для естественного восстановления пациента. Некоторые сферы восстановления необходимо корректировать и стимулировать, чтобы человек смог вернуться к прежней жизни как можно быстрее и комфортнее.

По этим причинам на базе Kliniken Schmieder реабилитация после лечения энцефалита осуществляется высококвалифицированными врачами-реабилитологами. Наши специалисты разрабатывают реабилитационные программы индивидуально. В случае с энцефалитом такой подход позволяет затрагивать когнитивную, поведенческую, социальную, физическую и эмоциональную сферы.

В зависимости от осложнений и особенностей течения болезни, реабилитационные программы для больных энцефалитом включают:

• Поддерживающая терапия – она направлена преимущественно на стимуляцию процессов микроциркуляции. Для этого могут применяться лекарственный электрофорез, препараты для расширения сосудов или транскраниальная электроанальгезия.
  • Физиотерапевтические практики – с пациентом индивидуально работает физиотерапевт, который разрабатывает программу занятий и упражнений. Речь идет о методах лечебной физкультуры, упражнениях в воде и другие практики, ориентированные на полноценное восстановление утраченных или затронутых болезнью двигательных функций. В этих же целях проводится курсы массажа, акупунктуры и т.д.
  • Нейропсихология – многим пациентам, столкнувшимся с энцефалитом, требуется помощь нейропсихолога для восстановления после повреждений головного мозга. Для этого применяются специальные методики и упражнения, компьютерные технологии, позволяющие запустить процесс возобновления утраченных функций и стимулировать приобретение новых навыков.
  • Восстановление речевых нарушений – такие занятия подразумевают индивидуальную работу с опытным логопедом. В зависимости от характера нарушений пациенту может потребоваться восстановление способности произносить некоторые звуки. В более тяжелых случаях логопед способен разработать программу для разработки мышечных структур, например, ответственных за глотательную функцию.
  • Психологическая реабилитация – это направление особенно актуально для пациентов, столкнувшихся с тяжелыми осложнениями. Подобные последствия болезни могут стать серьезным испытанием. Работы с психологом или психотерапевтом, как индивидуальная, так и групповая, позволяет преодолеть кризисный период, дает человеку силы и стремление к восстановлению.

Реабилитационные программы в Kliniken Schmieder отличаются гибкостью и вариативностью, профессионализмом специалистов, которые их разрабатывают и курируют. Благодаря этому удается планомерно справляться с проблемами быстрой утомляемости, восполнять энергетический запас организма, бороться с последствием парезов, нарушениями координациями и другими дисфункциями.